Рынок недвижимости не может быть отрегулированным и прозрачным, пока нет четкой законодательной базы работы Бюро технической инвентаризации (БТИ). Если бюро будут работать четко по установленным законом нормам, то ситуация станет только сложнее. Вместе с тем, с 2012 года собственников ожидает новое потрясение: они должны будут регистрировать свое имущество в новом органе регистрации.
О том, кто диктует цены и правила работы для БТИ, почему данные о количестве сделок на рынке жилье - тайна за семью печатями, а также о законодательных нововведениях в сфере регистрации прав на имущество в интервью корреспонденту BIZ.liga.net рассказал специалист Всеукраинской ассоциации БТИ Дмитрий Павленко.
- Дмитрий Валентинович, как на данный момент проходит работа над всеукраинским электронным реестром прав собственности?
- Электронный реестр, в котором сейчас регистрируется право собственности на недвижимое имущество, действует нормально. Проблем и перебоев нет. Иногда бывает такое, что технически пропадает связь с Центральной системой, либо если по тем или иным причинам БТИ отключают от электронного реестра.
- В каких регионах Украины работа проходит лучше, есть аутсайдеры?
- Такая проблема была в Кировоградской области, когда рейдерским путем действующее Кировоградское БТИ отключили от реестра, а пытались подключить другое, непонятно кем созданное. Четыре дня ушло на разбирательство и решение данной проблемы.
В основном все в порядке. Если нам известны какие-либо проблемы, мы стараемся их решить максимально оперативно.
- Ведется ли учет, сколько уже внесено данных о правах собственности в электронный реестр?
- По процентному отношению: 30 на 70. То есть 70% данных по всей Украине уже внесли.
- Сколько времени по законодательству должна проходить подготовка документов для отчуждения недвижимости?
- По процедуре БТИ 30 дней дается на техническую инвентаризацию и 14 дней - на регистрацию. Максимально 44 дня. Минимально: для физлиц - три дня, для юрлиц – 10 дней. Может быть и меньше, в зависимости от документов.
Технически можно провести всю процедуру не за 44 дня, а за один день, но нет четкого регулирования законодательством. По законодательству мы не имеем права готовить документы меньше, чем за три дня для физлиц.
- Стоимость оформления документов во всех регионах Украины одинакова?
- Нет. Везде разная. Такой документ как "Норма времени" для БТИ местный совет утверждает своим приказом или распоряжением.
- Откуда берутся расценки на услуги?
- Расценки поднимает "Информационный центр" по решению Минюста.
- В этом году будет еще рост цен?
- Возможно. Но я не могу отвечать за Минюст. Сумма, которую платят люди за регистрацию, она не идет на счета БТИ, эти деньги идут на счета "Информационного центра".
(Согласно постановлению Кабмина "О государственном предприятии "Информационный центр" Министерства юстиции" N1272 от 14 июля 1999 года, государственное предприятие "Информационный центр" Министерства юстиции является администратором Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества, Единого реестра доверенностей, удостоверенных в нотариальном порядке, Единого реестра нотариусов, Единого реестра специальных бланков нотариальных документов, Единого государственного реестра объединений граждан и благотворительных организаций.
Кроме того, согласно документу, Министерство юстиции определяет тарифы за внесение в реестры и предоставление соответствующей информации из реестров, за пользование этой информации и другие услуги, которые предоставляются администратором реестров физическим и юридическим лицам - ред.)
- В последнее время Антимонопольный комитет часто обвиняет региональные БТИ в злоупотреблениях. Как Вы можете это прокомментировать?
- Должны быть факты. Обвиняют часто в превышении полномочий, но факты разбирательства часто показывают беспочвенность обвинений. Проблема в отсутствии правового поля. Работа БТИ не отрегулирована законодательно. Но если бы мы работали четко по тем законам, которые существуют, то проблем бы было еще больше. В некоторых случаях приходится договариваться с судьями, прокуратурой, нотариусами и клиентами (о практическом решении проблемных вопросов), потому что законодательство очень не проработанное.
- Почему данные БТИ о количестве зарегистрированных актов на право собственности – это тайна за семью печатями?
- БТИ не имеет право давать такую информацию.
- Но ведь просят именно количество сделок, а не информацию о каком-то конкретном собственнике или объекте...
- Данная информация является тайной, поскольку так хочет "Информцентр". Каждое БТИ заключило договор с "Информцентром", в котором указано, что мы не имеем право выдавать такую информацию. Иначе договор будет расторгнут.
Эти условия договора были навязаны БТИ, и они практически кабальные. Мы имеем право давать информацию из Реестра никому кроме собственников, наследников и уполномоченных лиц, а также только четко прописанным органам, и все. Многие об этом не знают, многие БТИ не хотят даже говорить о наличии такого договора.
- Но Вы же понимаете, что, если бы такая информация была доступна, то рынок жилья работал бы более прозрачно?
- Я прекрасно понимаю. Мало того, я выступаю за открытый доступ к реестру. Чтобы любой человек мог получить сжатую информацию по объекту. Но этого многие не хотят, потому что не всем выгодно публично раскрывать информацию о своей собственности.
- Реально ли открыть информацию о количестве зарегистрированных прав собственности?
- Есть в Реестре общая информация об общем количестве актов регистрации, и каким либо-образом вычленить из этого числа количество сделок пока невозможно. Можно будет сделать в случае необходимости, но должна быть техническая база.
- Где теоретически можно достать эту информацию сейчас?
- У тех, кто имеет доступ к реестру. Это сотрудники БТИ и "Информцентр". Но у каждого из регистраторов есть ключ к системе, и потом четко отслеживается: когда и какую информацию, по какому объекту он внес или запросил из реестра. Но это не количество сделок, это все зарегистрированные акты права собственности.
- Правильно ли я понимаю, что БТИ подчиняются Минюсту, но при этом является коммунальным предприятием?
- Не совсем. БТИ не подчинены напрямую Минюсту. Минюст контролирует нормативно и методически работу БТИ, а вот в подчинении бюро у него не находятся.
- Перед кем БТИ отчитывается и кому подчиняется?
- БТИ ведет отчет перед своими основателями – органами местного самоуправления. А ГП "Информационный центр" было образовано при Министерстве юстиции. Устав этого "Информцентра" никто и никому не показывает.
- Сегодня риелторов часто обвиняют в манипуляциях на рынке жилья. Каковы отношения риелторов и БТИ?
- Статус риелторов никак не определен Законом, они не являются обязательными участниками процесса регистрации и технической инвентаризации объектов недвижимости. Поэтому официально отношения между БТИ и риелторами никак не налажены.
- Вы уже говорили о том, что не можете назвать количество регистраций прав собственности и количество сделок на рынке. А как быть с реальной стоимостью сделок? Ведь риелторы ее тоже не оглашают, где взять информацию?
- Реальная стоимость не всегда отображается даже в договорах. БТИ фиксирует только оценочную стоимость, которая была выявлена в процессе технической инвентаризации. Но мы пытаемся нормализовать этот процесс совместно с Фондом госимущества.
- Каким образом?
- Мы начинаем подбор законодательства и документов, которые помогут фиксировать максимально реальную стоимость объектов.
- Есть ли у Вас информация о том, насколько увеличилось или уменьшилось количество сделок за прошлый год? Какова ситуация на данный момент?
- Мы можем судить только по обращениям в БТИ. Так вот, количество обращений на выдачу актов в БТИ за пошлый год упало процентов на 30 реально. Сейчас оживления никакого нет. Произошел спад. Сейчас он остановился, но роста нет и пока не видно. Я субъективно пока не вижу причин, по которым количество переходов прав собственности будет расти, вижу причины для дальнейшего падения.
- Какие?
- Проблемы с правом регистрации, которые введены новым законодательством и вступят в силу с 1 января 2012 года.
- Что за Закон?
- Имею ввиду изменения в Закон "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их отягощений" от 11 02. 2010 года (изменения были внесены Законом N1878, - ред.).
- Каковы его последствия? И в чем проблема?
- Во-первых, Закон еще не вступил в силу, но на сайте Минюста уже висит проект о внесении изменений в этот Закон, и не факт, что это последние изменения. Аргументация у них такая: в связи с изменениями в законодательство. Но кроме нового Налогового кодекса никаких существенных изменений не произошло.
- Каковы последствия грядущих изменений для собственников недвижимости?
- Меняется процедура регистрации права собственности на недвижимость. Нужно будет регистрировать все еще раз. Платить за это деньги. Кроме того, на сегодняшний день мы регистрируем право собственности, а с 2012 года будем регистрировать акт (документ, бумажку). Процесс передачи прав собственности будет расширен и усложнен.
- Тем, кто еще не внес свои права собственности в электронный реестр, лучше подождать и внести в новый с нового года?
- Не думаю. Лучше все таки регистрировать право собственности. Это надежнее для судов и т.д.
- С нового 2012 года начнется паника с новой регистрацией?
- Если ничего не измениться, то – да.
- Кому это нужно?
- Это инициатива Минюста, чьи нововведения приведут к увольнению регистраторов из БТИ (около 12 тыс. человек). Министерство создает новый орган регистрации. Набирает в него штат госслужащих и т.д. В результате местные бюджеты потеряют свой доход, который они имеют от БТИ , а это около 30% бюджета.