Судьба "хрущевок": Снести нельзя перестроить
Угрозой национального масштаба уже в ближайшее время могут стать старые дома - "сталинки" и панельные "хрущевки".
Срок их эксплуатации заканчивается или уже истек. Если ничего не делать, они станут аварийными, говорят эксперты, пишет Подробности.
Их нужно сносить и возводить новое жилье. Но в период финансового кризиса строительный бизнес не готов взять это на себя. Кроме того, затормозить процесс может один-единственный жилец, отказавшись выезжать из старого дома. Как избавиться от аварийной застройки - изучал Максим Урлапов.
Центр Киева. Рядом с новыми офисными центрами стоит вот этот дом, построенный еще в тысяча девятьсот пятом году. Капремонта здесь не было никогда, и люди живут вот в таких условиях. На последнем этаже через дырки в потолке можно увидеть небо.
Ирина Лиман, жительница аварийного дома:
- Здесь много лет стекает вода - и по этой стороне, и по противоположной стороне. Льется прямо на первый этаж, течет по ступенькам. Штукатурка постоянно обваливается, вот такими кусками, килограммов пять-шесть. Это с трехметровой высоты.
Такая глыба упала на эту женщину, когда она смотрела телевизор, и сломала ей ключицу.
- Он просто раскололся об плечо. Хорошо, что не на голову.
На стенах - грибок, в квартирах - постоянная сырость. На все просьбы сделать хоть какой-то ремонт в ЖЭКе ответ один: нет денег. Кто мог отсюда уехать, уже давно это сделал.
Ирина - воспитатель детского сада. В этом доме живет пятьдесят лет, с раннего детства. Она уже давно просит местные власти дать ей квартиру в другом месте, так как это здание аварийное.
- Разве ж мы хотим себе, чтобы нас тут похоронило? Хотя бы что-то предложили нам. И долго выбирать мы, конечно, не будем. И мы понимаем, что нереально, чтобы нам дали квартиры в центре.
А вот это Соцгородок - микрорайон на окраине Киева. Здесь стоят три десятка двухэтажек-"сталинок". Их строили еще военнопленные немцы в конце сороковых. Капитальный ремонт здесь никогда не проводили. И, скорее всего, уже и не будут, ведь дома хотят сносить. Чтобы переселить местных жителей, возвели три многоэтажки за несколько сот метров отсюда. Часть людей уже переехали, но многие отказались.
Людмила Чиняева, жительница старого дома:
- Они построены по принципу самого дешевого жилья, то есть минимум затрат. Самая некачественная техника - те же лифты в том первом доме уже неоднократно ломались. Еще года нет этому дому.
Люди говорят, что согласны переселиться, только если им дадут качественное жилье. А некоторые оставлять свои "сталинки" не намерены ни при каких условиях. Хоть здесь и текут крыши, а ступеньки в подвале в любой момент могут обвалиться.
Любовь Солохина, жительница старого дома:
- У нас квартиры - высота потолков три метра. Кирпичные дома, построенные из красного кирпича. Нам прекрасно тут жить, и я не понимаю, почему я должна выезжать, непонятно в какой дом? на пятнадцатый-шестнадцатый этаж, если мы уже люди пожилого возраста.
На месте "сталинок" планируют построить 22 высотки. Три из них уже почти готовы. Застройщики - коммунальная компания – объясняют: перед тем, как сравнять с землей любую из этих двухэтажек, нужно договориться с каждым ее жителем. В этом и проблема.
Николай Лесик, заместитель директора строительной компании:
- Ми змушені, як забудовник, витративши великі кошти на відселення багатьох родин, і залишилися дві-три - це затримує наше будівництво - звичайно, що ми звертаємося і до суду.
Что делать с ветхими домами, которые уже очень скоро станут аварийными? Украина стоит перед дилеммой: реконструировать их или сносить и строить на этом месте новые.
Генрих Фильваров, директор Института урбанистики:
- Мы не такая богатая страна, которая позволила бы себе тратить деньги на поддержание этих объектов, чтобы потом через пятнадцать лет все равно их снести. Скупой платит дважды.
А вот в правительстве говорят, что Украина сейчас не может себе позволить массовый снос ветхих домов. В строительной сфере кризис. Наиболее реалистичное решение проблемы на данный момент - реконструкция. И показывают один из самых удачных примеров: фото хрущевки в Нежине до и после капремонта.
- Обшарпаная. Это те "панельки", куда страшно порой бывает зайти. В конечном итоге получили уже совсем другое здание, которое даже трудно будет узнать.
А эти фото делались с помощью специальной техники: красным цветом показаны места, где стены не удерживают тепло. Вот изображение до реконструкции, а это уже после. В доме также поменяли все коммуникации.
И все это - без отселения жителей и на средства голландского кредита. Деньги будут возвращать за счет экономии на отоплении помещения. Правительство планирует внедрить такую практику по всей стране.
Именно проблему панельных "хрущевок" нужно решать в первую очередь. Состояние большинства из них - критическое. А вот "хрущевки" из красного кирпича с железобетонным перекрытием аварийными станут не скоро.
Александр Сергиенко, директор Института города:
- Якщо правильно зроблений фундамент, він не дає усадки, треба міняти тільки інженерні мережі в середині, дах, вікна - і цей будинок буде стояти вічно.
Больше опасений у экспертов вызывают старые фабрики и заводы.
Максим Урлапов, корреспондент:
- Огромные производственные цеха - они строились еще в середине прошлого века - были рассчитаны на столетия. Но уже сейчас эти сооружения несут в себе опасность из-за коррозии арматуры и разрушения плит.
Но аварийными могут стать даже только что построенные здания. Игорь Белов занимается оценкой прочности сооружений. Говорит, много раз видел, к чему приводит желание застройщиков сэкономить на материалах.
Игорь Белов, директор Государственного испытательного центра строительных конструкций:
- Большое здание, которое было сделано - где-то пять тысяч квадратных метров - из материалов, непригодных для таких зданий. То есть оно уже в процессе строительства уже стало аварийным, его уже эксплуатировать нельзя было. Поэтому это здание потом подлежало разборке.
По официальной статистике, в Украине каждое двухсотое жилое здание - в аварийном состоянии. И в ближайшие годы эта цифра может вырасти в несколько раз, так как срок эксплуатации большинства домов в стране заканчивается.